Моя личная миссия как руководителя интерьерной дизайн-студии —  создавать высокую культуру взаимодействия заказчиков жилых интерьеров и профессиональных дизайнеров, чтобы в результаты получались красивые и живые интерьеры — пространства для жизни успешных и гармоничных людей.

Создание интерьера —  сложный процесс, состоящий из множества элементов, но, по моему мнению, в контексте взаимоотношений заказчика и дизайнера важно рассмотреть его с точки зрения коммуникации.

С одной стороны коммуникации находятся заказчики, у которых есть  конкретные потребности и финансовые возможности, а также мечта об уютном и функциональном доме. С другой стороны —  множество подрядчиков: дизайнеров, архитекторов, визуализаторов, инженеров, комплектаторов, строителей, специализированных субподрядчиков. И, как и в любом взаимодействии, у каждой стороны есть свои интересы, которые нужно не только примирить друг с другом, но и направить в общее русло для достижения результата.  Задача интерьерной студии, на мой взгляд, — выступить в качестве профессионального менеджера, который хорошо понимает потребности всех сторон и способен выстроить процесс коммуникации между ними для достижения общей цели.

Безусловно, что в этом сложном процессе коммуникации возможны сбои, когда заказчик и дизайнер расстаются. Полностью исключить такую возможность нельзя, и пользуясь личным двухлетним опытом руководства «Студией 3.14», я назову ключевые причины этих сложностей.

  1. Неправильно поняты потребности сторон.

Проблема

В процессе работы заказчик может обнаружить, что дизайнер делает совсем не то, что ему хочется. И вроде бы коней на переправе менять не хочется, и работать так дальше невозможно: дизайнер приносит всё новые варианты и не один из них не нравится.

Решение

Очень важно понять потребности заказчика в самом начале сложного пути проектирования интерьера. Нужно учесть множество пожеланий по функционалу и по стилистике, обратить внимание заказчика на те нюансы, о которых он даже не подозревал. Для этого мы в своей практике используем подробную анкету и ряд предварительных встреч с заказчиками, чтобы на основании подробно оговоренных пожеланий составить корректное техническое задание, которое обязательно должно быть в договоре на создание дизайн-проекта. Не будем забывать, что потребности и интересы есть и у дизайнера и важно их доносить до заказчика вначале: определенное вознаграждение, уважительное отношение к труду, удобное время для коммуникации, работа в определенной стилистике и так далее. Если мы видим еще до заключения сделки, что  потребности и интересы не могут совпасть никак, то лучше не начинать работу с такими клиентами.

Вывод

заказчикам: нужно найти «своего» дизайнера.

дизайнерам: нужно найти «своего» заказчика.

  1. Завышенные ожидания

Проблема

Как известно, наши эмоции — это отношение ожиданий к реальности. Когда ожидания завышены, редко получается, что реальность приносит положительные эмоции. Нередко либо в силу незнания, либо из-за страха потерять клиента, дизайнеры умалчивают о множестве подводных камней, которые ждут заказчиков в процессе проектирования и реализации интерьера, из-за чего в процессе обнаруживаются неприятные сюрпризы: заказчик, утверждая то или иное решение, не знал, что оно слишком дорогое и непосильно для него, или что, оказывается, ремонт без авторского надзора может принести множество головной боли.

Решение

Сформировать у заказчика адекватные ожидания — задача дизайнера, руководителя студии и менеджера проекта. Очень важно четко оговорить общий бюджет и возможности в рамках него, необходимые реальные сроки на разработку и реализацию. Непрофессионально для дизайнера обещать то, что он заведомо не сможет воплотить на конкретном проекте. Если ожидания сформированы правильно, письменно зафиксированы, то хорошая работа дизайнера принесет заказчикам только радость и удовлетворение, а если дизайнер постарается  и превзойдет сам себя — то заказчики будут довольны вдвойне, так как дать  больше, чем ожидалось — это значит обеспечить лояльность, уважение, положительные отзывы и потенциальных клиентов из числа из знакомых.

Вывод

Заказчикам: не доверяйте такое серьезное дело как разработка и реализация интерьера людям, которые обещают вам невероятные результаты в короткие сроки и с небольшим бюджетом.

Дизайнерам: обещайте меньше, делайте по возможности больше. Опускайте на землю слишком замечтавшихся заказчиков, обязательно оговаривайте реальный бюджет и сроки.

  1. Отсутствие доверия к профессии дизайнера интерьеров

Проблема

Обращение к специалисту — это всегда вопрос доверия. Мы обращаемся к людям  тех или иных профессий, чтобы они оказали нам конкретную услугу: к стоматологу —  чтобы вылечить зубы, к автомеханику — чтобы починить машину, к юристу — чтобы подготовил договор или другой документ. Мы доверяем их профессионализму и не сомневаемся, что они сделают эту работу лучше, чем если бы сами начали вырывать себе зубы или ковыряться под капотом авто.  К сожалению, в нашей культуре в силу ряда социально-политических причин достаточно поздно начали формироваться такие профессии как, например, дизайнер интерьера или психолог, точнее сказать, так и не сформировались отношение к этим видам деятельности как к профессиям. Отчасти в этом виноваты и сами так называемые дизайнеры, которые в поисках легких денег в 1990-2000-е заполонили рынок , решив, что прочитав пару книжек, они могут оформить не только свой дом, но и спроектировать за деньги жилые интерьеры заказчиков. В результаты мы имеем то, что имеем: очень низкая степень понимания у заказчиков того, в чем же именно заключается деятельность дизайнера и почему к нему нужно относиться как к профессионалу.

Решение

Очень важно вести публично рассказывать о том, что такое профессия дизайнера, что это сложнейший вид деятельности, требующий специального образования, конкретных навыков и большого опыта практической деятельности. И я думаю, что в том числе благодаря порталу InMyRoom, эта задача начинает решаться в масштабах страны. Также самому дизайнеру важно с самого начала своего общения с заказчиком своим профессионализмом, аккуратностью, внимательностью и при этом жесткостью и настойчивостью донести что можно и что нельзя требовать от дизайнера, в чем именно заключаются его обязанности, а что находится за рамками его компетенции. Тогда вопрос доверия и уважительного отношения будет решен еще на начальном этапе.

Вывод

Заказчикам: доверьтесь профессионалам — они знают свое дело. Но к выбору профессионалов нужно подойти максимально ответственно, провести несколько встреч с разными подрядчиками, комплексно проанализировать все сильные и слабые стороны каждого из них, а также оценить потенциальные риски.

Дизайнерам: будьте профессионалами своего дела и делитесь своими знаниями с молодым поколением дизайнеров, постоянно учитесь и подтверждайте свою компетенцию.

Конечно же, этим списком не ограничивается весь универсум проблем, которые возникают между заказчиками и дизайнерами, но большинство из них можно отнести к той или иной категории. Есть также множество проблем, связанных с финансовыми взаимоотношениями сторон — единственным их решением мне видится максимальная честность, фиксация всех договоренностей и аккуратное отношение к срокам и платежам. Особое напряжение может возникать на этапе комплектации, когда дизайнер занимается закупками. Как известно, поставщики для привлечения клиентов дают возможность дизайнерам зарабатывать, что изначально подрывает доверие заказчика. «Студия 3.14» старается делиться всеми скидками, которые нам представляют наши партнеры, и обеспечивать нашим клиентам цену ниже рыночной. К сожалению, не все разделяют этот принцип, так что иногда, при осуществлении покупкок с дизайнером смета вырастает за счет увеличения конечной цены и демонстрации клиенту так называемой «скидки» с суммы, предварительно увеличенной.

Как бы не складывались отношения заказчика и дизайнера, важно заранее оговорить и предусмотреть возможность экологично и мирно расстаться. В нашей студии такая возможность зафиксирована в договоре и реализуется на практике. При возникновении проблемы в коммуникации между дизайнером и заказчиком, ее часто может разрешить менеджер проекта, иногда требуется включение руководителя, в крайнем случае — происходит смена дизайнера. Если договоренности достичь не удается, важно вернуть деньги за еще не сделанные работы, передать все имеющиеся материалы и подписать соответствующие бумаги.

Резюме для дизайнеров: коммуникация, коммуникация и много-много коммуникации. Только грамотно выстроенное общение, понимание психологии и интересов заказчика может помочь разрешить все вопросы и трудности, возникающие на разных этапах работы. Если вы умеете слушать других и выражать свои мысли, то все вопросы решаемы. Тогда дорогой и любимый заказчик поймет, что вы не только профессионал, но и человек, который действительно хочет того же, что и он —  только качественного совместного результата по проекту.

(Публикация подготовлена при активной поддержке дизайнера студии Анны Штукиной).